Наша группа Вконтакте Новости клуба в Twitter Пейнтбольный клуб Ратник в Facebook Пейнтбольный клуб Ратник в Instagram

Словарь пейнтбольных терминов

Про пейнтболПейнтбол для новичковСловарь пейнтбольных терминов

 

  • АЗОТ - один из газов, употребляемых нами в качестве рабочего тела под давлением до 3000 пси. Основное отличие при заправке от СО2 в том, что количество азота измеряется по давлению, а жидкая углекислота меряется на вес.

  • АНТИСИФОН - тип баллона для углекислоты, из которого она поступает только в виде газа.

  • АНТИФОГ - жидкость, предотвращающая или замедляющая запотевание стекол маски. Обычно выпускается в виде баллончика с разбрызгивателем.

  • АУТИРОВАНИЕ - поражение противника в упор, в результате подхода к его укрытию вплотную.

  • БАЛЛОН - сосуд для сжиженной углекислоты или для сжатого газа, основной источник энергии для работы маркера. Бывают транспортные (40-литровые, ресиверы, см.) - для хранения газа и маркерные - прикрепляемые непосредственно к маркеру, заправляются из транспортных.

  • БАТТПЛЕЙТ(butt-plate) - пластиковая насадка на баллон, ввернутый в ГА, превращает баллон в приклад.

  • БЕСКОНЕЧНАЯ ИГРА - один из сценариев игр без ограничения по времени, при котором пораженные игроки вновь вступают в игру после отбытия вне поля заранее оговоренного срока.

  • Как играют в пейнтбол- устройство, которое позволяет подавать из фидера в ствол только по одному шару.

  • БОБРОВЫЙ ХВОСТ (beaver tail) - устройство для установки на казенную часть Автококера, существенно затрудняет регулировку скорости, употребляется в турнирных играх.

  • БОЛОН - самец болонки. Часто путают с БАЛЛОНОМ (см.)

  • БОЛТ - поршень, который толкает шар в зарядную камеру или в ствол.

  • БОЛТ ВЕНТУРИ - тип болта с частой сверловкой, подающий газ равномерно на всю поверхность шара.

  • БОЛЬШАЯ СЦЕНАРНАЯ ИГРА - самое веселое мероприятие в пейнтболе, когда воюют одновременно несколько сотен игроков на большом пространстве в течении нескольких часов, иногда до двух дней. В отличие от обычных игр, целью участников БСИ является не поражение всех противников, а выполнение заранее оговоренных заданий, «миссий» - например, «освобождение заложников», «захват нефтехранилища» и т.п. Пораженные игроки - участники

  • БСИ - возвращаются в игру после отбытия 10-20 минут в специальных зонах.

  • БОЛЬШИЕ ПЕЙНТБОЛЬНЫЕ МАНЕВРЫTM - самая крупная БСИ в России и Восточной Европе, главный пейнтбольный праздник в году. Проходит ежегодно в конце мая под Москвой, организатор - Action Paintball Games.

  • БОЧКА - типовое надувное укрытие в виде горизонтального или вертикального цилиндра.

  • БРОВКА - полоса шириной от 1 до 3 метров между границей поля и сеткой. Служит для перемещения судей, операторов и пораженных игроков.

  • БУНКЕР - любое укрытие.

  • БУНКЕРИНГ - см. АУТИРОВАНИЕ.

  • БЭК (игрок) - задний игрок в команде. Обычно занимают позиции по задней линии укрытий и обеспечивают "огневое прикрытие" находящимся впереди игрокам. Традиционно более габаритные, скорострельные и точные игроки в команде.

  • БЭК (ствол) - задняя, разгонная часть двухкомпонентного ствола. Сменные бэки имеют различные калибры и различную разьбу под тот или иной маркер.

  • ВД - внутренний диаметр ствола, на современных спортивных стволах со сменными калибрующими вставками может подбираться под тот или иной тип шаров.

  • ВЕРХНИЙ ВЫБРОС - газ, который выбрасывается при выстреле не в ствол, а в подачу шаров, часто препятствует правильной подаче шаров или ведет к расколам в лоадере. Устраняется сверлением в трубке подачи отверстия для сброса газа, если невозможна регулировка.

  • ВЕНТИЛЯТОР электрический, с микромотором, устанавливается на маску для улучшения циркуляции воздуха и борьбы с запотеванием.

  • ВЗЯТЬ В УГОЛ - способ действий двух игроков против одного, при котором они перемещаются так, чтобы образованный ими угол с вершиной на атакуемом игроке был как можно больше (желательно от 49,86 до 119,27 градусов). При этом атакуемый игрок вынужден защищать себя с двух сторон.

  • ВОЛЮМАЙЗЕР - см. РАСШИРИТЕЛЬНАЯ КАМЕРА.

  • ВСТАВКА - пленка для предотвращения запотевания или тонирования масок.

  • ВТОРОЙ ТЕМП - переход на следующее укрытие после занятия первого. Может выполняться как с паузой, так и без.

  • ВХОДНОЙ РЕГУЛЯТОР (in-line regulator) - находится между баллоном с газом и маркером, регулирует давление перед впуском газа в маркер.

  • ВЫНОС - см. рама.

  • ГА - аббревиатура «газовый адаптер» - компонент маркера, к которому присоединяется баллон с газом или газовый шланг. Нижний или задний адаптеры - типы ГА.

  • ГАЗОВАЯ ЛИНИЯ - путь движдения газа из баллона в маркер. Включает редуктора (регуляторы), шланги, запирающие устройства и т.д.

  • ГАЗОВАЯ СИСТЕМА - общее наименование для пневматической части маркера. Включает клапана (в т.ч. соленоиды), поршни, редуктора, газопроводные каналы. Бывает весьма разнообразных конструкций.

  • ГАЗОВЫЙ ШЛАНГ - шланг для подачи сжатого газа между компонентами системы.

  • ГАЗОПРОВОДНЫЙ ПРИКЛАД - вворачивается в нижний или задний адаптер и подсоединяется к баллону. Газ попадает в ГА через внутреннюю полость приклада.

  • ГИДРОТЕСТ - процедура испытания баллона на расчетное давление, по нормам техники безопасности раз в 3-5 лет, в зависимости от типа баллона.

  • ГИЛЬЗА - деталь маркера, обычно сплошная цилиндрическая трубка, в которой двигаются ударник или раммер.

  • ГЛАЗ - оптический или иной датчик, устанавливаемый в каморе электронных маркеров, блокирует стрельбу, если шар не подан в камору и тем самым резко снижает расколы шаров.

  • ГЛАВНАЯ ПРУЖИНА - пружина, приводящая в движение ударник.

  • ГРАНАТА ПЕЙНТБОЛЬНАЯ - емкость с краской для имитации боевой гранаты. В "резиновых" гранатах жидкая краска закачивается под давлением в резиновую трубку и разбрызгивается при срыве контрующего колпачка. В пиротехнических гранатах взрыв петарды разрывает мягкую пластиковую емкость и разбрасывает желеобразную краску.

  • ДВЕЛЛ - время открытия клапана в механических маркерах или время запитывания соленоида в маркерах с электроникой. Чем больше двелл - тем больше газа поступает в систему для обеспечения выстрела, тем больше скорость и т.д.

  • ДВОЙНОЕ ДЕЙСТВИЕ - механизм спуска, в котором нажатие на скобу производит и взведение и выстрел.

  • ДВОЙНОЕ СТЕКЛО - стекло для масок, состоящее из двух слоев и воздушной прослойки между ними, снижает запотевание.

  • ДЕЛРИН - пластик с низким коэффициентом трения и безпрокладочные болты из такого пластика.

  • ДЕСЯТКИ - см. ЛИНИИ ПОЛЯ.

  • ДЖЕРСИ - верхняя часть спортивной униформы пейнтболиста, игровая рубашка из легкой ткани (хб или синтетики), часто с вставками сетки для лучшей вентиляции.

  • ДИАГОНАЛЬ - основное операционное направление на поле. Обычно контролируется задними игроками (бэками).

  • ДРОП-ФОРВАРД - дроп, см. РАМА.

  • ЕДИНИЦЫ - см. ЛИНИИ ПОЛЯ.

  • ЖЕЛЕЗНЫЙ КАПУТ - фанернотанковая дивизия, клуб любителей тяжелого пейнтбола. По состоянию на конец 2006 года имеет на вооружении 8 танков и бронемашин, два эсминца, артиллерию и пулемет "бобруйский Мститель". См. kaput.ru.

  • ЗАДНИЙ АДАПТЕР - устройство для присоединения баллона или шланга, обычно является окончанием казенной части корпуса (ресивера) маркера.

  • ЗАЛИВАЛОВО - частая и концентрированная стрельба с высоким расходом шаров, чаще всего применяется для прикрытия своих и подавления чужих игроков.

  • ЗАЛИВАНИЕ - попадание жидкой углекислоты в маркер ДО ее превращения в газ.

  • ЗАМОК - (ударение на 2й слог) основная защитная позиция, когда два игрока стреляют перекрестно. Например, левофланговый игрок простреливает центр поля и правый фланг, а правофланговый - уентр и левый фланг.

  • ЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ - устройство с клапанами, шлангами, адаптерами и т.п. для наполнения баллонов газом из больших резервуаров.

  • ЗАПИРАНИЯ СИСТЕМА - предотвращает «двойной взвод» на помповых маркерах. Из оружия с системой запирания сперва необходимо выстрелить и только потом возможно передернуть помпу.

  • ЗАПОТЕВАНИЕ - появление «тумана» в результате неправильного дыхания, высокой влажности или недостаточной вентиляции на внутренней стороне стекла маски, резко снижающее видимость. Очень часто происходит у лиц, выпивших пива перед игрой.

  • ЗАСПИННИК - газовый баллон, который не крепится на маркер, а переносится обычно за спиной игрока и соединен с оружием шлангом.

  • ЗЕНКОВКА - коническое расширение выхода отверстия, для облегчения установки вставок или крепежа.

  • ЗМЕЯ - типовое надувное укрытие в виде низкой длинной трубы с изгибами. Обычно располагается близко к длинному краю поля и вдоль него, дает отличные шансы «ползунам» на скрытное продвижение вперед.

  • ИГЛА - в маркерах, работающих на 12ти граммовых баллончиках СО2, предназначена для прокалывания мембраны баллончика и впуска газа в оружие.

  • ИНЛАЙН, инлайн-регулятор - редуктор второй ступени в газовой системе маркера, находится обычно в "газовой линии" (см) после баллонного редуктора но перед редуктором взвода. Регулирует входящий поток, который затем поступает на перепускные клапана и редуктор (регулятор) взвода, если он имеется в конструкции.

  • КАЛИБР - внутренний диаметр ствола или разгонной вставки в ствол. Обычно бывает в диапазоне 0.682-0.695 дюйма.

  • КИСЛОТА - жаргонное наименование углекислого газа.

  • КИСЛОТНИК - игрок, вооруженный маркером на углекислом газе.

  • КИШКИ - жаргонное наименование начинки маркера, чаще всего - клапана, газопроводные трубки и прочие элементы, связанные с пропуском и распределением газа.

  • КЛАПАН-ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ - клапан, перекрывающий подачу газа из баллона.

  • КОЛЕНО - переходник между лоадером и приемным патрубком маркера.

  • КОЛЕНО ПРОЗРАЧНОЕ - переходник между лоадером и приемным патрубком маркера, выполненный из прозрачной пластмассы, что позволяет игроку видеть и контролировать процесс подачи шаров.

  • КОЛИБР - самец колибри. Часто путают с КАЛИБРОМ (см.)

  • КОЛПАЧОК - пластиковая крышка, закрывающая клапан баллона и предохраняющая его от повреждений при хранении/транспортировке.

  • КОМПРЕССОР - бензиновая или электрическая установка для производства сжатого воздуха, используются компрессоры, совпадающие с аквалангическими.

  • КОНВЕРТ - см. «пирамида».

  • КОРОМЫСЛО - элемент спускового механизма маркера, обычно передающий усилие от спускового крючка на шептало.

  • КРАСНАЯ ТОЧКА - электронный или коллиматорный прицел, в котором место попадания шара обозначено на микроэкране красной точкой, при этом никакого луча на саму мишень не проецируется.

  • КРЕСТ - см. ЗАМОК.

  • ЛЕСНИК - игрок, предпочитающий "лесной", развлекательный пейнтбол в отличие от спортивного.

  • ЛИНИИ ПОЛЯ - разделение спортивного поля на условные зоны. "Единицы" - первый ряд урытий от базы, "десятки" - второй, "сотни" - третий. "Тысячами" обычно именуется центральная линия. Линии на половине поля противника обозначаются точно так же - от "тысяч" в центре до "единиц№ у базы противника.

  • ЛОКТАЙТ (ЛОКТИТ, locktite) - жидкий фиксатор резьбового соединения, иногда герметизатор соединения. Наносится на резьбу до сборки и твердеет в течении нескольких часов или дней, в зависимости от марки.

  • ЛОАДЕР - см. фидер.

  • ЛСД (LCD, liquid crystal display, ЖКД) - жидкокристаллический дисплей, устанавливается на электронных маркерах и служит для вывода различной игровой (таймер, счетчик шаров, иногда давление) и настроечной (темп стрельбы, задержки, сигналы) информации.

  • ЛЭД (LED, light emission diode) - светодиод, устанавливается на электронных маркерах для индикации срабатывания соленоида, режимов работы, разрядки батарей и т.п.

  • МАНОМЕТР - измеритель давления газа, устанавливается на баллоны воздушных систем или на спортивные маркеры.

  • МАМБА - витой газовый шланг с фурнитурой, служит для подсоединения носибого за спиной баллона к маркеру.

  • МАРКЕР - конструктивно сходное с оружием пневматическое устройство для метания желатиновых шаров с краской. Бывают помповые, полуавтоматические и автоматические.

  • МАРКЕР ЭЛЕКТРОННЫЙ - тип современного маркера, в котором управление частью или всеми внутренними процессами осуществляется процессором, платой, электромагнитами и соленоидами. Бывают двух основных типов а) маркер с электронным спуском, б) маркер с электронным спуском и электронным клапаном.

  • МАСКА - защита для глаз, лица и головы, линзы в очках маски специально разработаны для пейнтбола. Ни в коем случае нельзя применять очки и маски другого назначения - это может привести к травмам!

  • МИКРИК - микроэлектронный переключатель, обычно употребляется для маркеров с электронным спуском. Бывает разных типов - оптический, контактный и т.п.

  • МИКРОЛАЙН - комплект из прочных пластиковых шлангов и уголков к ним с цанговым зажимом, одно из основных конструктивных схем передачи газа от баллона к входному регулятору.

  • МОРКОВКА - типовое надувное укрытие в виде горизонтального или вертикального конуса.

  • НАКЛАДКА - не то, что подумали, а деталь, декоративная или закрывающая рабочие элементы маркера. НАРЕЗКА - обработка внутренней поверхности ствола прямыми или спиральными канавками.

  • НЕРЖАВЕЙКА - сталь с низким коэффициентом поверхностного трения для изготовления качественных деталей маркеров.

  • НЕПРЯМОЕ ЗАРЯЖАНИЕ - подача шара в зарядную камеру диаметром больше, чем канал ствола, откуда шар должен быть дослан в ствол.

  • НИЖНИЙ АДАПТЕР - адаптер для подключения источника газа, находящийся под рукояткой маркера.

  • НИЖНИЙ ВЫДВИНУТЫЙ АДАПТЕР - то же, но между баллоном и рукояткой ставится рама (drop forward) и баллон смещается вперед.

  • ОДИН-ЗА-ОДИН - (one-for-one, 1-4-1), минимальное групповое удаление (нарушитель и еще один игрок его команды по выбору судей). Максимально возможное групповое удаление - три-за-одного (нарушитель и еще три игрока).

  • ОН-ОФФ АДАПТЕР (on/off adapter) - газовый адаптер (см.ГА) с краном подачи газа (разобщительным краном), обычно крепится внизу рукоятки маркера. Служит для вворачивания баллона, кран позволяет перекрывать подачу газа в маркер (для транспортировки, съема баллона и т.п.)

  • О-РИНГ (o-ring) - кольцевая прокладка (в форме буквы О) из полиуретана, тефлона и т.п. материалов, употребляется для герметизации разных частей маркера.

  • ОБМЕРЗАНИЕ БАЛЛОНА - при быстром падении давления углекислого газа в результате частой стрельбы, утечки или стравливания, баллон переохлаждается и покрывается инеем.

  • ОБЪЕМ ПЕРЕЗАРЯДКИ - объем газа, расходуемый в полуавтоматических маркерах на перезаряжание. Если оружие функционирует при ОП меньше требуемого, то маркер не взводится, выстрела не происходит, а в ствол продолжают поступать шары, заполняя его до конца.

  • ОПРАВКА БЫСТРОГО ЗАРЯЖАНИЯ - в маркерах, работающих на 12ти граммовых баллончиках, позволяет вынимать и заряжать баллончики двумя-тремя поворотами гайки.

  • ОТСТРЕЛ РАЗБЕЖКИ - тактический прием, команда в фазе разбежки (см.) ведет концентрированную стрельбу по зонам, в которые предполагается перемещение игроков соперника. Цель отстрела - выбить перемещающихся игроков противника или, по крайней мере, предотвратить занятие ими ключевых укрытий.

  • ОТХРОНИТЬ МАРКЕР - с помощью ХРОНОГРАФА (см.) установить скорость вылета шара в пределах разрешенной.

  • ОХЛАЖДЕНИЕ БАЛЛОНА - намеренное быстрое стравливание углекислоты из баллона для понижения его температуры перед зарядкой.

  • ОШЕЙНИК - защита шеи, обычно из 3-5мм неопрена.

  • ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ КОМПОНОВКА - расположение болта и толкателя, при котором болт находится на одной оси со стволом над толкателем и клапанной системой.

  • ПАУЭРФИД (powerfeed) - устройство боковой подачи шаров с перекрывателем. Предотвращает верхний выброс шара.

  • ПЕРВЫЙ ТЕМП - в спорте занятие укрытий после стартового свистка, с ходу.

  • ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЕ - при частой стрельбе из маркеров на углекислом газе происходит обмерзание, при котором резко падает скорость вылета шара или маркер неправильно функционирует.

  • ПИРАМИДА - типовое надувное укрытие в виде тетраэдра. Обычно - самое крупное укрытие, устанавливается ближе к центру поля.

  • ПЛАТА - (электронная печатная плата), пластина из диэлектрика, на которую нанесены проводящие дорожки, соединяющие чипы, порты, интегральные схемы и другие электронные устройства, закрепленные на ней.

  • ПЛАТФОРМА - концепция маркера, рассчитанного да дальнейшую прокачку (апгрейд). Производитель выпускает базовый маркер, который служит платформой для установки на него т.н. aftermarket деталей, обеспечивающих более высокие показатели работы. Наиболее характерные примеры платформ -

  • WGP Autococker и SmartParts ION, на каждый из которых имеются десятки апгрейдов - и непосредственно от производителей, и от сторонних фирм.

  • ПИРАМИДА - типовое надувное укрытие в виде тетраэдра. Обычно - самое крупное укрытие, устанавливается ближе к центру поля.

  • ПОВОРОТНЫЙ ДЕРЖАТЕЛЬ - для поворота баллона на 90 градусов (под левую или правую руку).

  • ПОВОРОТНЫЙ СТЕРЖЕНЬ - используется для регулировки скорости в некоторых моделях маркеров.

  • ПОДАЮЩАЯ ТРУБКА - деталь маркера, служащая для крепления на ней фидера и подачи шаров из него в зарядную камору.

  • ПОДКАТ - в современной спортивной игре способ подхода к укрытию на скорости, когда в финальной фазе движения игрок двигается по инерции, скользя на животе или на боку.

  • ПОЛИРОВКА СТВОЛА - сглаживание внутренней поверхности ствола, уменьшает трение при вылете шара.

  • ПОЛЗУН - игрок, скрытно перемещающийся по площадке в партере, особенно опасен в низких зарослях. Он же - «злобный карлик» или «гоблин».

  • ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ДИСК (МЕМБРАНА) - на баллонах, выбивается в случае, если давление в баллоне при зарядке или нагревании стало выше допустимого.

  • ПРИЦЕЛЬНАЯ ПЛАНКА - место, на которое можно крепить прицел. Часто выполняется в виде трапециевидного в сечении «ласточкиного хвоста».

  • ПРОДОЛЬНАЯ КОМПОНОВКА - расположение болта и толкателя, при котором они находятся на одной оси со стволом, один позади другого.

  • ПРОПУСКАНАЯ СПОСОБНОСТЬ - важная характеристика регуляторов и клапанов, объем пропускаемого в единицу времени газа. От общей пропускной способности системы зависит темп и стабильность стрельбы маркера.

  • ПРУЖИНА КЛАПАНА - запирает и удерживает клапан после выпуска порции газа.

  • ПРЯМОЕ ЗАРЯЖАНИЕ - подача шара непосредственно в ствол или в одинаковую со стволом по диаметру зарядную камеру. При этом в процессе заряжания с пути шара устраняются все угловые переходы и перепады диаметров.

  • ПРЯМАЯ ПОДАЧА - вертикальная установка подающей трубки, при этом шары падают в маркер вертикально вниз и непрерывно под действием силы тяжести.

  • ПСИ - аббревиатура для единицы давления «фунт на квадратный дюйм», стандартная единица для измерения давления в пейнтболе, равен 0,071 кГ/см2.

  • ПУЛЕМЕТНАЯ ОЧЕРЕДЬ - происходит при недостаточном давлении в системе, в результате ударник не отходит назад полностью и не взводится. Поскольку ударник не доходит до задней точки, то он не фиксируется («не ставится на шептало») и тут же начинает новое движение вперед и так до полной разрядки газовой системы. Из-за характерного звука, в народе говорят, что давший пулеметную очередь маркер «запердел».

  • ПУШПИН (push-pin) - сборный крепежный быстросъемный элемент, обычно фиксирует болт.

  • РАЗБЕЖКА - начальная фаза спортивной игры в пейнтбол, когда после стартового сигнала судьи игроки стремятся как можно быстрее занять свои позиции.

  • РАМ (Real Action Marker) - семйство имитационных маркеров, совпадающих по массо-габаритным характеристикам с реальными оружейными образцами. Обычно имеют меньший калибр (0.43), заряжание из подпружиненного магазина и экстрацию гильзы-оправки, в которой и находится шарик.

  • РАМА (drop forward) - элемент крепления баллона, служащий для выноса его вперед и создания тем самым более компактной системы «маркер-баллон».

  • РАМПИНГ - режим стрельбы маркера, при котором его электроника выдает больше команд на выстрел, чем поступает нажатий спускового крючка. Рампинг различается:
    - порогом срабатывания, т.е. минимальной частотой нажатий на спуск, после которого включается режим;
    - скоростью поддержания, т.е. минимальной частотой нажатий на спуск, при которой рампинг не выключается;
    - ограничением скорострельности, т.е. максимально возможным количеством выстрелов в секунду;
    - периодом и способом подхвата, т.е. через какую паузу и как рампинг может включиться повторно, без достижения порога срабатывания.

  • РАСКОЛ - нежелательное разрушение шара до того, как он покинет маркер. Самый неприятный раскол - в фидере, когда один расколовшийся шар в состоянии испортить весь заряд.

  • РАСШИРИТЕЛЬНАЯ КАМЕРА (volumiser) - предназначена для расширения СО2 перед впуском в клапанную систему, предохраняет от излишнего охлаждения и попадания в маркер сжиженного СО2. В маркерах, работающих на азоте-воздухе Р.К. создает дополнительный, "подпорный" объем газа, нивелирующий скачки давления в цикле выстрела.

  • РЕБОЛ - резиновые многоразовые шары, служат для отработки стрелковых навыков, тренировок в помещении и т.п.

  • РЕГУЛИРУЮЩИЙ ИНСТРУМЕНТ специальное изделие, предназначенное для регулировки скорости.

  • РЕГУЛЯТОР - элемент газовой системы, который служит для регулируемого изменения (т.е. понижения) давления. Употребляются для регулировки скорости, взведения или общего давления в системе. Один из типов регулятора - палмер.

  • РЕДУКТОР - элемент для газопроводных систем, который служит для изменения давления. Регулируемый редуктор - см. регулятор

  • РЕСИВЕР - а) корпус маркера, его основа, внутри которого обычно помещаются болт и толкатель. Патрубок подачи также часто является частью ресивера; б) жаргонное наименование аквалангического баллона, употребляемого для приемки сжатого воздуха от компрессора и последующей заправки воздушных баллонов маркеров.

  • РУКОЯТКА В СБОРЕ - обычно состоит из собственно рукоятки, щечек, спускового крючка и защелки.

  • СО2 - химическое обозначение двуокиси углерода, более известной как углекислый газ или углекислота. Мы используем жидкий углекислый газ и сокращаем до "СО2" потому, что нам лень каждый раз говорить «двуокись углерода».

  • СВЕРЛОВКА СТВОЛА - расположение отверстий вдоль канала ствола по прямым или винтовым линиям.

  • СЖАТЫЙ ВОЗДУХ - самый беспроблемный газ в пейнтболе, производится компрессором, хранится в разного рода воздушных баллонах под давлением до 3000 пси.

  • СИФОН - баллон, который спроектирован так, что подает в маркер сжиженный СО2.

  • СКЛАДНОЙ ПРИКЛАД - приклад, который может складываться для хранения и транспортировки.

  • СКУБА - вид заправочной станции для заправки воздушных баллонов от ресивера.

  • СОЛЕНОИД - а) управляющий электромагнит шептала; б) электромагнитный клапан, распределяющий потоки в газовой системе.

  • СОТНИ - см. ЛИНИИ ПОЛЯ.

  • СПАЙДЕР-КЛОН - конструктивная схема маркеров с параллельной компоновкой. Схема впервые широко распространилась с маркером «Спайдер», оказалась весьма удачной и технологичной и стала применяться для маркеров личного и прокатного класса практически всеми компаниями-производителями.

  • СПУСКОВОЙ КРЮЧОК - ну, это вы сами знаете :).

  • СРЕДНИЙ - в спорте игрок, действующий в середине "боевого порядка" команды. Обычно выполняет функции диспетчера и может поддержать как передних игроков в развитии атаки, так и задних при необходимости обороны.

  • СТАЛЬНОЙ ШЛАНГ - обычно так называют тефлоновый газовый шланг с оплеткой из нержавейки.

  • СТАКАН - основной инвентарь пейнтболиста, насадка на подающую трубку для увеличения ее высоты.

  • СТОПОР ПОДАЧИ - деталь пауэрфида, в закрытом положении препятствует попаданию шаров в приемное отверстие маркера, в открытом - служит отражателем, направляющим шары в приемное отверстие.

  • СТРАВЛИВАНИЕ - сброс газа из баллона или маркера без производства выстрела.

  • СЦЕНАРИЙ - стержень БСИ, для которого часто используют реальные события или известные фильмы. Чем интересней и закрученней сценарий - тем интереснее и БСИ.

  • ТАКТИК - игрок, предпочитающий "тактические" игры (зачистки, засады, рейды и т.п.) в отличие от спортивных или обычных развлекательных игр. Обычно собираются в "тактические команды".

  • ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ ПРИКЛАД - приклад с регулировкой для подгонки к игрокам с разной длиной рук.

  • ТЕМП СТРЕЛЬБЫ (ROF) - количество выстрелов, которое маркер технически может сделать за одну секунду.

  • ТЕРМОСТЕКЛО -см. «двойное стекло».

  • ТЕФЛОНОВАЯ ЛЕНТА - обычно белая лента, употребляемая для лучшей изоляции соединений газовой системы.

  • ТАЙМИНГ (timing) - совокупность временных интервалов различных процессов, происходящих в маркере при выстреле. От точной установки (обычно в миллисекундах) и диапазонов перекрытия элементов тайминга зависит темп стрельбы, экономичность и общая эффективность маркера.

  • ТРУБЧАТЫЙ ФИДЕР - вид магазина для шариков, в котором они располагаются один за одним.

  • ТУБА - пластиковый контейнер с крышкой на 100-150 шариков. Обычно переносится в ХАРНЕССе.

  • ТУНЕЛЬНОЕ ЗРЕНИЕ - фиксация взгляда игроком в узкой полосе перед собой, без видения происходящего по сторонам и за спиной.

  • ТУРНАМЕНТ КАП (tournament cup) - насадка, блокирующая регулятор скорости. Применение предписано, в основном, турнирными правилами.

  • ТЫСЯЧИ - см. ЛИНИИ ПОЛЯ.

  • УДАРНИК (ТОЛКАТЕЛЬ) - деталь механизма маркера, при движении вперед открывающая клапан, иногда именуется "нижним болтом".

  • УГЛОВОЙ КЛЮЧ - шестигранные ключ для регулировки скорости и разборки многих моделей маркеров.

  • ФИДЕР - емкость для шаров, находящаяся над стволом маркера, иногда именуется лоадером, иногда - хоппером, бывает на 50, или 200 шаров, с электромешалкой или без.

  • ФИДЕР С МЕШАЛКОЙ имеет встроенный электромоторчик для ускорения подачи шаров. Мотор может активироваться сигналом с оптического (при отстутствии шара в подающей трубке), аккустического (при каждом выстреле) или тензодатчика (при возрастании усилия). Современные фидера обеспечивают скорость подачи до 30 шаров в секунду.

  • ФИЛЬТР - элемент, препятствующий попаданию грязи внутрь системы и разрушению прокладок.

  • ФЛАГОНОСЕЦ - игрок, владеющий флагом (в спортивной игре).

  • ФОСТЕР - тип соединения с шариковым запиранием, позволяющее быстро подсоединять и отсоединять газовые шланги.

  • ФПС - аббревиатура «фут в секунду», основная единица измерения скорости шара. 1 фпс примерно равен 0.3 метра в секунду.

  • ФРИК - ствол, состоящий из разгонной части со сменными калиброванными вставками и сменными направляющими частями различной длины.

  • ФРОНТ (игрок) - в спорте передние игрок, обычно - наиболее скоростной в команде, способный далеко продвинуться уже с разбежки.

  • ФРОНТ (ствол) - передняя, направляющая часть двухкомпонентного ствола. Различаются длиной и количеством/типом отверстий.

  • ФУЛЛ АВТО - полностью автоматический режим стрельбы маркера. При удержании спускового крючка маркер работает до исчерпания фидера.

  • ХРОНОГРАФ - прибор для определения скорости вылета шара (хронографирования). Бывают ручные и стационарные, в основном, используют принцип радара. Последние модели хронографов также обладают функцией определения темпа стрельбы маркера.

  • Х-БОЛ - один из возможных форматов, синтез пейнтбола с хоккем. Игра состоит из геймов, в каждом из которых может быть водружен флаг, что приравнивается к "голу". Засчитывается чистое время, существует сложная система штрафов - удалений на несколько минут, до конца гейма или матча и т.д. Считается наиболее "телевизионным" форматом из существующих.

  • ХОМЯК - ироническое наименование игроков-новичков, обычно действующих "стайно", без понимания происходящего и озабоченных более собственным "выживанием", чем достижением цели игры. Противопоставляется "тактикам".

  • ХАРНЕСС (harness) - носимая на поясе обвеска с ячейками для 3-15 туб и/или баллона.

  • ХОППЕР - см. ФИДЕР.

  • ЦАНГА - ПОДАЮЩАЯ ТРУБКА (см.) с зажимом. Зажим может быть цанговым (лепестки с поворотным кольцом), рычажным (стяжка хомута рычагом с эксцентриком), болтовым и т.п. Служит для надежной фиксации фидера на маркере.

  • ЦЕВЬЕ - накладка в передней части оружия, предназначенная для его удержания второй рукой.

  • ЧИП - (интегральная схема), миниатюрное электронное устройство для управления работой маркера. Обычно схема наносится на полупроводниковый кристалл.

  • ШАЙТАН-ТРУБА - пейнтбольный гранатомет. Представляет из себя баллон с углекислотой, ручной клапан и сменные насадки-заряды - пластиковые стволы диаметром 5см, в которые запыжованы 30-40 шариков. Переносится в специальном ранце, предназначен для поражения бронетехники.

  • ШЕПТАЛО - в большинстве полуавтоматов это деталь, захватывающая ударник при обратном ходе и удерживающая его до следующего нажатия на спусковой крючок.

  • ШОМПОЛ ДУЛЬНЫЙ - любой шомпол, который вставляется в ствол и вытаскивается обратно, обычно - жесткий стержень с резиновым диском и протиркой.

  • ШОМПОЛ СКВОЗНОЙ - шомпол, который протаскивается через ствол и казенную часть маркера насквозь, обычно - нанизанные на тросик резиновые диски.

  • ШОРТЫ - защитное снаряжение, с вставками из неопрена или формованной разины, прикрывающих бедро, копчик и паховую зону. Одеваются под игровые брюки.

  • ШТИФТ - крепежная безрезьбовая деталь маркера, выбивается или вынимается при разборке.

  • ШТОК КЛАПАНА - при нажатии на него клапан отпирается и происходит сброс давления.

  • ЩЕЧКИ - устанавливается на рукоятку для большего комфорта. Бывают резиновые, деревянные, ортопедические и т.д.

  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ - общая оценка работы маркера в плане экономичности, надежности, дальнобойности, кучности, минимального количества расколов и т.п.

  • ЭКОНОМИЧНОСТЬ - рассчитывается в зависимости от количества выстрелов, который тот или иной маркер может произвести на одинаковом количестве газа. Соответствует показателю «N литров на 100 километров» в автомобилях.

  • ЭЛЕКТРОНИКА - см. «Маркер электронный.

  • ЯЙЦО - скоростной фидер VL eVLution, называемый так за характерную форму.